Презентация на тему "дети сироты". Презентация к программе подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Дети-сироты как объект социально-психологической работы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности. ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Соц. педагог Н.В.Севостьянова

2 слайд

Описание слайда:

Основные проблемы социальной адаптации детей-сирот СОЦИАЛЬНЫЕ - жилищно- бытовая неустроенность - отсутствие социальных навыков - отсутствие позитивных связей - отсутствие мотивации к развитию ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - не готовность самостоятельно решать жизненные проблемы - отсутствие модели семейных отношений - не доверие к миру - ранние сексуальные и патологические влечения (бродяжничество, воровство) - трудности в адаптации

3 слайд

Описание слайда:

ПРОЦЕСС включения индивида в социальные отношения АКТИВНЫЙ ПАССИВНЫЙ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Социальная адаптация – это меры, позволяющие ребёнку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из школы-интерната; то есть процесс вручения субъекту средств успешной социализации. специально организованный образовательный процесс ПРОЦЕСС ПРОЦЕСС

4 слайд

Описание слайда:

НЕОБХОДИМЫЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ: отсутствие алкогольной, наркотической и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений (витальный критерий) – я способен жить в обществе; жизнь в рамках закона (юстиционный критерий) – я не нарушаю закон; наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов (мотивационный критерий) – я хочу жить.

5 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ обеспечить необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития; обеспечить правовую грамотность, дезавуировать ложные стереотипы о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», отработать основные «точки напряжения», приводящие к нарушению закона; создать условия для принятия ребёнком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться с ним отношению к трудностям, неудачам, создать адекватный возможностям и условиям образ успеха.

6 слайд

Описание слайда:

«Уверенными шагами» Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

7 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание оптимальных условий для эффективного освоения обучающимися, оставшимися без попечения родителей, навыками самостоятельной жизнедеятельности, социального опыта, основных социальных ролей, нормами и правилами общественного поведения для их успешной адаптации в социуме.

8 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА Обучающиеся школы-интерната, имеющие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

9 слайд

Описание слайда:

ШЕСТЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ: Правовая грамотность. Коммуникативные навыки Семейные ценности Секреты выбора профессии Маркетинговая и делопроизводительная грамотность. Здоровье и безопасность

10 слайд

Описание слайда:

I Раздел «Правовая грамотность» Человек. Личность. Гражданин. Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека. Главная книга страны. Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ. Преступления и наказания Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций. Зачем нужны законы. Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность». Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права. Как не стать жертвой преступления. Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах. Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок. Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.

11 слайд

Описание слайда:

II Раздел «Коммуникативные навыки» Что такое общение? Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник» Представление о себе. Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность. Коммуникативные барьеры. -Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций. Правила убеждения собеседника. Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью». Умение слушать. Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя. Этика делового общения. Раскрытие понятий этика, этика делового общения. Практикум «Ваш стиль делового общения» - тест. Конфликт. Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта. Виды взаимодействия людей. Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия. Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.

12 слайд

Описание слайда:

III Раздел «Семейная азбука» 1. Семья – что это такое? Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Русская энциклопедия семейной жизни. 2. Из чего вырастает настоящая семья? «Дружба, любовь, семья, взаимоуважение, ответственность» - раскрытие понятий, взаимосвязь. Этика взаимоотношений. Тест «Измеритель ответственности». 3. Радости и трудности отцовства-материнства. Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина. 4. Семейный кризис. Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье. 5. Духовно-нравственные основы семьи. Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи. 6. «В доброй семье пахнет пирогами». Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок». 7. Мой уютный дом. Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?

13 слайд

Описание слайда:

IV Раздел «Выбираем профессию» Выбор профессии за мной! Законность, свобода выбора профессии и дисциплина труда. Основные категории в профессиональной деятельности. Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Экскурсии на предприятия. Калейдоскоп профессий. Лучшие специалисты в профессиональной области – показ презентации. «Все работы хороши» - профориентационная игра. Несколько важных правил. Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе. Умение трудиться – главное сокровище человека. Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий». Профессия и способности. Профессия и характер. Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.

14 слайд

Описание слайда:

V Раздел «Маркетинговая и делопроизводительная грамотность» Документ. Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа. Резюме. Правила оформления. Образец. Структура. Рекомендательное письмо. Сопроводительное письмо. Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов». Автобиография. Определение. Содержание. Оформление. Заявление. Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы. Письмо-запрос. Письмо-просьба. Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций. Объяснительная записка. Жалоба. Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы. Этика делового общения. Деловая переписка. Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают...».

15 слайд

Описание слайда:

VI Раздел «Здоровье и безопасность» Жизнь без вредных привычек. Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля». Закаливание. Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания. Активный отдых: что это такое? Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель». Гигиена человека. Гигиена помещения. Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями). Уход за ребёнком. Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки». Первая помощь. Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения». Иммунитет. Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма». Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.

16 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях; Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда; Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями; Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье; Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности. Знать свои права и обязанности; Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников; Ориентироваться в социальной жизни общества, иметь наличии систему социальных установок.

17 слайд

Описание слайда:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты). Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

3 слайд

Описание слайда:

Характеристика детей-сирот Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

4 слайд

Описание слайда:

Характеристика детей-сирот Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

5 слайд

Описание слайда:

Проблемы детей-сирот Жилищно-бытовые (отсутствие игрушек, вещей, сладостей, жилья, отсутствие социальных навыков и тд.) Педагогические (запущенность, ЗПР, трудности в усваивании учебного материала, неразвитость саморегуляции, наличие девиаций и тд.) Социализация и адаптация (трудности в установлении контактов, низкий уровень социального интеллекта и социальной роли, отсутствие самостоятельности и тд.) Психологические (пониженная самооценка, непринятие себя, низкая стрессоустойчивость, утрата своей ценности, нехватка внимания, заботы и любви и тд.) Эмоциональные (с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя и тд.)

6 слайд

Описание слайда:

Психологические проблемы детей-сирот: Неадекватная самооценка. Когнитивный диссонанс. Тревожность, страхи. Недоверие в отношениях. Эмоциональные нарушения. Чувство одиночества. Нарушение социальных ролей. Проблемы адаптации, девиантность. Ранние сексуальные и патологические влечения Нарушение общения со взрослыми.

7 слайд

Описание слайда:

Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание, и, по возможности, вернуть в кровную семью. Большую роль здесь могут сыграть государственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1996 г. Семейный кодекс РФ впервые признал право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка. Первоочередной становится задача обеспечения психологической защищенности не только ребенка, но и семьи в целом

8 слайд

Описание слайда:

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы работы по профилактике социального сиротства: 1 этап. Первичная диагностика подростка. Комплексное обследование и определение варианта дезадаптации обучающегося, выделение ключевых проблем семьи. 2 этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка ребенка, реализация индивидуальной программы реабилитации и коррекции.

10 слайд

Описание слайда:

Социальная работа Материальная поддержка Устройство в учреждение СПО, выплата социальных стипендий Обеспечение питанием, одеждой, обувью и школьным инвентарем Обеспечение жильем Организация летнего отдыха Социальный патронат Социальная адаптация и социализация Коррекционная работа

11 слайд

Cлайд 1

Cлайд 2

Социальное сиротство Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности

Cлайд 3

Социальное сиротство Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

Cлайд 4

Социальное сиротство Социальное сиротство отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Cлайд 5

Социальное сиротство Приоритеты деятельности Департамента семейной и молодежной политики в области недопущения социального сиротства и развития семейных форм устройства определены Городской программой «Год семьи в городе Москве».

Cлайд 6

Социальное сиротство Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Cлайд 7

Социальное сиротство Правовые основы социальной защиты данной категории детей составляют 3 основных закона – Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. №17-ФЗ .

Cлайд 8

Социальное сиротство Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Cлайд 9

Особенности социального сиротства: 1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях; 3) увеличение числа социально неблагополучных семей; 4) отмена или сокращение социальных льгот; 5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних; 6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.

Слайд 1

Презентация на тему

дети сироты

Подготовили: Дроздова А. Е. и Полякова Н.И.

Слайд 2

1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи

Слайд 3

К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие

Слайд 4

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: - неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах; - в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей; - в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах; - в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды; - в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям; - В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; - в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу. Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.. 1.1.

Слайд 5

Понятие и причины сиротства Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах,

Слайд 6

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..

Слайд 7

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч. Численность детей (от 0 до 16 лет), в Амурской области, за последние 5 лет, неуклонно уменьшается в среднем, на 10 тысяч человек ежегодно (1995 год – 269269 человек, 1997 год – 261042 человека, 1998 год – 251612 человек, 1999 г. – 241917 человек, 2000 г. – 230510 человек). Аналогичная ситуация в г. Благовещенске. Который год число детей уменьшается примерно на тысячу человек (1996 г. – 50194 человек, 1997 г. – 47819 человек, 1998 г. – 48652 человек, 1999 г. – 47624 человек, 2000 г. –46710 человек). Но среди них растёт доля социальных сирот. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам

Слайд 8

КОНЕЦ Таганрог 2009

Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Нижегородский
государственный
университет им. Н. И. Лобачевского»
Выпускная квалификационная работа
«Дети-сироты и формы их
жизнеустройства»
Руководитель:
Студент:
Нижний Новгород
2015
1

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
На сегодняшний день сиротство –
одна из главных социальных
проблем современной
действительности России, а меры по
государственной поддержке и
жизнеустройству детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
являются одним из основных вызовов
нашего времени
2

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей в Российской
Федерации
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Государственные меры поддержки и
формы жизнеустройства детей-сирот и


3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение явления сиротства и
рассмотрение существующих форм
жизнеустройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей в Российской Федерации
4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучить подходы к феномену сиротства
в научной литературе;
определить актуальные на
сегодняшний день меры
государственной поддержки детейсирот
в России;
рассмотреть существующие формы
семейного и государственного
жизнеустройства детей-сирот и детей,
5

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ СИРОТСТВА
Сиротство - социальное явление,
отражающее положение детейсирот
Биологическое сиротство
-результат гибели родителей
ребенка по различным причинам
Собственно
сиротство - ребенок
проживает в социальных
учреждениях
Социальное сиротство - есть
родители, но они не участвуют
в его воспитании и не заботятся
о нем
Скрытое сиротство - ребенок
проживает в семье
6

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В
РОССИИ
меры, касающиеся
образования
Федеральный закон
№ 159-ФЗ
«О дополнительных
гарантиях
по социальной
поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения
родителей»
от 21.12. 1996 г.
меры, касающиеся
медицинского
обслуживания
меры, касающиеся
трудоустройства
меры, касающиеся
обеспечения жильем
7


ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ
«Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
Федеральные
законы
«Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
«О государственном банке данных о
детях, оставшихся без попечения
родителей»;
«Об опеке и попечительстве»
8

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ
«О федеральной целевой программе
«Дети России» на 2007 - 2010 годы»;
«Об утверждении Правил передачи детей
на усыновление удочерение)»;
«О детском доме семейного типа»;
«Об отдельных вопросах осуществления
опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан»;
«О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Постановления
Правительства РФ,
Указы президента,
Приказы Министерства
образования
и науки РФ
«О создании фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной
ситуации»: программы «Право ребенка на
семью», «Новая семья» и др.
9

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ДЕТЕЙ-СИРОТ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Законы,
Постановления
Правительства
Нижегородской области
Закон Нижегородской области от 10.12.2004 г.
№ 147-З «О мерах социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на территории
Нижегородской области»;
Закон Нижегородской области от 9 сентября
2005 года № 126-З «Об утверждении областной
целевой межведомственной программы
«Дети-сироты» на 2006-2010 годы;
Постановление Правительства Нижегородской
области от 10.07.2009 N 480 «Об утверждении
региональных программ «Под защитой семьи»
и «Равные возможности».
10

ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙСИРОТ В РФ
Семейная форма
– устройство
детей-сирот в
семьи
Государственная
форма – устройство
детей-сирот в
государственные
учреждения для
детей-сирот
11

СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
Усыновление
(удочерение)
Опека и
попечительство
Приемная семья и
патронатное
воспитание
12

СТРУКТУРА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ В 2014 ГОДУ ПО РОССИИ
13

УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ В СЕМЬИ
РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В 2014 ГОДУ ПО
РОССИИ
Форма семейного устройства детей, оставшихся
без попечения родителей
Всего детей
передано
из них
численность детейинвалидов
Численность детей, переданных на
безвозмездную форму опеки (попечительства) на
конец года
32 892
580
из них посторонним гражданам
9 173
187
Численность детей, переданных на возмездную
форму опеки (попечительства) на конец года
23 464
963
из них:
по договору о приемной семье
21 264
870
403
15
Численность детей, усыновленных российскими
гражданами
6 616
123
ВСЕГО
62 972
по договору о патронатной семье (патронате,
патронатном воспитании) в случаях,
предусмотренных законами субъектов
Российской Федерации
1 666 14

ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование показателей
2013 г.
2014 г.
Численность выявленных детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, за год
1458
1383
Численность детей, переданных на семейные формы
устройства, всего:
1374
1432
под опеку (попечительство)
1170
1270
на безвозмездную форму опеки (попечительства)
570
618
на возмездную форму опеки (попечительства)
600
652
по договору о приемной семье
600
652
0
0
на усыновление, всего
204
162
усыновлено российскими гражданами
173
154
усыновлено иностранными гражданами
31
8
на другие семейные формы (патронатное
воспитание, в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации),

СХЕМА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БРОШЕННЫХ И ИЗЪЯТЫХ ИЗ
СЕМЕЙ ДЕТЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ
Дома
ребенка
Детские
приюты
Детские
дома
Интернаты
17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все дети-сироты должны воспитываться не в
государственных учреждениях, а в семьях. Чем быстрее
ребенок будет определен в семью, тем меньше пагубные
последствия, оказываемые на развитие личности ребенка.
Для решения проблемы сиротства необходимо
ведомство, основной функцией которого была бы защита
прав и интересов несовершеннолетних, в руках которого
были бы сосредоточены все учреждения для детей-сирот.
Самое большое внимание необходимо уделять
профилактике явления социального сиротства, работе с
кровными семьями, помощи им, организации системы мер
по предотвращению деградации семей и отказа от ребенка.