Особенности питания в первый год жизни ребенка. Как и чем кормить ребенка после года и до полутора лет, особенности питания, примерное меню. Типы сухих адаптированных смесей

). Переваривание и усвоение грудного молока происходит с наименьшей затратой энергии. После родов мать и ребенок нуждаются в отдыхе, поэтому первое кормление проводят через 6-8, максимум через 12 час. В первые трое суток ребенок высасывает 5-35 мл молозива за одно кормление, к 7-му дню - до 70 мл.

С первых дней мать должна точно выполнять правила вскармливания грудью: 1) прикладывать ребенка каждые 3-3,5 часа попеременно к каждой груди, ночной перерыв 6-6,5 час; если наступил час кормления, а ребенок продолжает спать, то через 15-20 мин. днем его надо разбудить, ночью будить не следует; 2) перед прикладыванием к груди вымыть руки, обмыть сосок ватой, смоченной кипяченой водой; 3) чтобы ребенок мог дышать носом во время кормления, пальцем отдавливать грудь; 4) держать у груди ребенка не более 20 минут, не давая ему засыпать, но допуская короткие остановки для отдыха; 5) после кормления сцеживать оставшееся молоко. Этим правилам мать следует обучить в , и она должна соблюдать их в течение всего периода кормления грудью. Нарушение правил может повести к снижению количества молока у матери и преждевременному переводу ребенка на искусственное вскармливание.

Суточное количество грудного молока, необходимое для ребенка, определяют следующими способами.
1. Для детей первой недели жизни по формуле nх70 (при весе ниже 3200 г) или nх80 (при весе выше 3200 г), где n - число кормлений.

2. В возрасте 2 месяцев ребенок должен получать 800 мл в сутки; если ребенку меньше 2 месяцев, он получает на каждую неделю жизни на 50 мл меньше, а если больше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни. 3. Дети от 2 недель до 2 месяцев должны получать в сутки пищу в количестве, равном 1/5 части веса их тела; от 2 до 4 месяцев - 1/6; от 4 до 6 месяцев - 1/7. Однако количество пищи не должно превышать 1000 мл в сутки.

Число кормлений в сутки связано с режимом дня и зависит от возраста ребенка. В родильном доме здорового доношенного ребенка кормят 7 раз с трехчасовыми промежутками днем и шестичасовым ночью; такой ритм сохраняют до 3 месяцев. До 5 месяцев ребенка кормят 6 раз с дневными промежутками в 3,5 часа и ночным в 6,5 часов. От 5 месяцев до 1 года (1 год 2 месяца) ребенка кормят каждые 4 часа 5 раз в день с ночным промежутком в 8 часов.

Противопоказаниями к кормлению грудью могут быть только тяжелое состояние матери или болезни матери, при которых возможно заражение ребенка (например, открытая форма туберкулеза легких). Мать, больная сифилисом, должна кормить своего ребенка, если только заражение произошло не в последний месяц и у ребенка нет никаких проявлений этой болезни. Тяжелые психические заболевания, эндокринные расстройства, декомпенсированный , тяжелые заболевания , являются противопоказанием для кормления грудью. Острые инфекции у матери не всегда являются препятствием к кормлению (исключение могут составить болезнь Боткина, и другие заболевания, сопровождающиеся бактериемией и вирусемией).

Затруднения, связанные с врожденными аномалиями развития сосательного аппарата ребенка (незаращение или и пр.) и измененной формой сосков у матери, преодолеваются технически благодаря использованию стеклянной накладки с резиновой соской. Резкая болезненность при трещинах сосков снижает временно лактацию, но, если нет мастита, кормление следует продолжать. Детей слабых, «ленивых» сосунов следует докармливать сцеженным молоком с ложечки. При недостаточной прибавке веса следует проверить количество высасываемого молока взвешиванием; если при этом окажется, что количество молока недостаточно, то со 2-4-й недели жизни ребенку добавляют 1 раз в день 1-2 чайн. л. творога (лучше всего из кефира), растертого с грудным молоком, для повышения количества белка в пище.

При рациональном питании кормящей матери и достаточном количестве молока все потребности ребенка покрываются грудным молоком. Для и анемии со 2-го месяца дают с целью введения витаминов и минеральных веществ, которых мало в грудном молоке. Приготовляют соки непосредственно перед кормлением, за исключением соков облепихи и черной смородины, которые можно заготовлять впрок даже в домашней обстановке. Давать соки нужно осторожно, начиная с 5-10 капель и постепенно доводя за несколько дней до 5-6 чайн. л. в день. Если сок вызывает у ребенка диспептические явления, нужно развести его 10-20 мл кипяченой воды непосредственно перед приемом. По тем же показаниям с 3-го месяца назначают пюре из сырых овощей и фруктов (яблоки, морковь, бананы), начиная с 1-2 чайн. л. и постепенно доводя до 50 г (10 чайн. л.). Лучше давать в течение дня различные соки и пюре.

Прикорм . С 4-5-го месяца даже при достаточном количестве грудного молока у матери ребенку необходимо ввести прикорм, который не является заменой молока (т. е. докормом), но содержит новые виды белка и , больше минеральных солей, чем в грудном молоке. Любой вид прикорма следует давать перед кормлением грудью, когда ребенок испытывает сильный , потому что всякая новая и особенно более густая пища нередко вызывает протест ребенка. Выгоднее первым прикормом давать овощное пюре, более богатое минеральными веществами, чем каша; если же начать с жидкой и сладкой каши, то потом некоторые дети упорно отказываются от несладкого овощного пюре. Для приготовления пюре лучше брать разнообразные овощи (картофель, морковь, брюкву) и варить их в капустном отваре. Вначале пюре разводят до консистенции сливок отваром овощей, а затем молоком; когда порция будет доведена до 100 г, в пюре добавляют 3 г сливочного масла. После 6 месяцев можно пользоваться консервированными овощами - пюре из кабачков, зеленого горошка и пр., выпускаемыми специально для детей. Своевременное введение овощного пюре особенно важно для «угрожаемых» по рахиту детей - , из двоен, бурно прибавляющих в весе, а также с . В 5-5,5 месяцев вторым прикормом будет каша, лучше из крупяной муки - гречневой, овсяной или смешанной.

Любой вид прикорма начинают давать с 3-5 чайн. л. и за 6-7 дней доводят до 150 г; затем вместо грудного молока добавляют 50 г фруктового или ягодного киселя или яблочного пюре. После замены двух грудных кормлений блюдами прикорма добавляют 30-50 г творога для покрытия возрастающей потребности в белке. В 6 месяцев, а по показаниям (недоношенным, больным рахитом и анемией) и в 4-5 месяцев, вводят в пищу яичный желток, сваренный вкрутую и растертый с молоком, начиная с 1/4 и доводя до 1/2 желтка через день. Если у ребенка плохой , в 7 месяцев можно давать мясной бульон - 50-70 лед, к 1 году - 100 мл. В 8-9 месяцев назначают мясной фарш или протертую вареную телячью по 5-20 г; последняя особенно показана при анемии, когда ее можно назначать даже несколько раньше. Мясные блюда чередуют с желтком. С 9-10 месяцев, когда у ребенка 4 зуба, можно давать мясные или рыбные фрикадельки и паровые котлеты.

К 9-10 месяцам число грудных кормлений сокращают до двух - утром и на ночь. После этого ребенок может быть отнят от груди без затруднений - грудные кормления заменяют 180-200 мл цельного молока или кефира с 5% сахара. Противопоказанием для отнятия от груди являются острые заболевания ребенка в период разгара и выздоровления, предстоящая или только что произведенная предохранительная прививка, контакт ребенка с инфекционными больными, жаркое время года или поступление в ясли.

Естественное вскармливание обеспечивает не только правильное развитие ребенка, но и повышает сопротивляемость инфекциям. Поэтому борьба за грудное вскармливание начинается еще во время беременности. Будущей матери следует разъяснить значение естественного вскармливания для ребенка. Беременная должна получать полноценное, разнообразное питание, обогащенное витаминами (см. Питание, беременной женщины), чаще бывать на свежем воздухе. В конце беременности женщина должна ежедневно обмывать грудь, осторожно массировать, вытягивать соски, если они плоские. Кормящая мать, кроме рационального питания, должна пить дополнительно , воду с , но не молоко, которое снижает аппетит. В режим кормящей входят ежедневная прогулка и не менее 7 часов в сутки.

Если при соблюдении режима вскармливания у здорового ребенка вес нарастает все же неудовлетворительно, необходимо проверить количество высасываемого молока путем повторных взвешиваний до и после кормления. Если суточное количество молока недостаточно, надо проверить, не остается ли оно в груди после кормления; в таких случаях молоко надо сцедить и докормить ребенка с ложечки. ребенка клинически выражается сохранением веса на одном уровне или даже его падением, скудным зеленым стулом и редкими мочеиспусканиями.

Недостаток молока может быть обусловлен иногда психогенными причинами: нежеланием кормить грудью или боязнью нехватки молока. В этих случаях авторитетные указания медработника могут иметь решающее значение.

Определив взвешиванием фактический недостаток молока, приходится назначать докорм. В первые недели жизни детям ослабленным, с неустойчивым стулом и в жаркое время года желательно дать сцеженное донорское молоко, хотя оно и не равноценно материнскому. Донорское молоко не более 1/3 суточного количества в течение нескольких недель дает хорошие результаты; при большем дефиците приходится переходить на смешанное вскармливание. Перевод ребенка на смешанное вскармливание должен происходить постепенно - в течение не менее 7-10 дней. Для этого вида вскармливания (как и для искусственного) обычно применяют коровье молоко. Переваривание и усвоение чужого молока для ребенка представляет большие трудности. Поэтому, чем младше ребенок, тем больше необходимо изменить коровье молоко путем предварительной обработки. Выгоднее применять кислые смеси (ферментативно сквашенные) - кефир, ацидофильное молоко и пр., так как в них первая фаза переваривания белка - створаживание - происходит до поступления в . Для уменьшения количества трудно перевариваемого белка () коровьего молока его разводят 5-8% раствором круп - гречневой, овсяной или риса. Степень разведения определяется возрастом ребенка, его состоянием, особенностями стула и т. д. Молоко в половинном разведении, так называемая смесь Б, назначают ребенку лишь в первые 2 недели, жизни, после чего переходят на смесь В, содержащую 2/3 молока. После 2 недель смесь Б может являться лишь переходной смесью, если ребенка приходится переводить на искусственное вскармливание; в этих случаях его постепенно переводят на смесь В, а после 3 месяцев - на цельный кефир.

При невозможности получать или хранить свежее молоко, особенно в жаркое время года, могут быть использованы выпускаемые пищевой или молочной промышленностью сухие молочные смеси (см.). При употреблении сухих смесей необходимо следить за своевременным и достаточным введением витаминов.

При смешанном вскармливании правила введения и окорма отличаются от прикорма при естественном вскармливании: для сохранения молока в груди матери докорм молочной смесью следует давать после кормления грудью. Если количество докорма составляет 1/2 суточного рациона или более, прикладывать к груди нужно не реже 3-4 раз в сутки, иначе у матери может пропасть молоко.

Искусственное вскармливание основано на тех же принципах, что и смешанное, тем более что переход к искусственному вскармливанию происходит обычно после некоторого периода смешанного. Резкий переход от естественного к искусственному вскармливанию наблюдается в случаях внезапного заболевания или смерти матери. За основу можно брать определенные схемы искусственного вскармливания, но оно должно быть всегда индивидуальным. Калорийность пищи при искусственном вскармливании должна быть выше на 12-15%, чем при грудном; однако в самом начале лучше немного недокормить, чем сразу перекормить ребенка, так как может возникнуть диспепсия. В дальнейшем постепенно следует повышать калорийность пищи, главным образом за счет увеличения ее концентрации, а не объема. При искусственном вскармливании правильный и соответствующий возрасту режим ребенка приобретает неизмеримо большее значение, чем при грудном, так как при недочетах в этом отношении резко снижаются процессы переваривания и усвоения пищи. Не менее важно самое тщательное, систематическое наблюдение за нарастанием веса, аппетитом, стулом и поведением ребенка. Как при смешанном, так особенно при искусственном, вскармливании витамины необходимо вводить в большем количестве, чем при грудном. Суточное количество пищи, частота кормления и сроки введения блюд прикорма при смешанном и искусственном вскармливании такие же, как при естественном.

За последние годы существенно изменились подходы к вскармливанию детей раннего возраста. Особенно это относится к детям первого года жизни, характеризующимся интенсивным ростом и развитием и являющимся наиболее критическим периодом жизни. А так как относительно ограничены возможности ферментативных систем желудочно-кишечного тракта, то и велики требования не только к количеству, но и химическому составу поступающих пластических пищевых веществ. Он должен соответствовать физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта и уровню обменных процессов.

Все это послужило основанием для пересмотра сложившегося ранее отношения к вскармливанию ребенка женским молоком, сроков коррекции питания и введения прикорма. Появление в настоящее время адаптированных смесей для детского питания высокого качества позволило наиболее рационально подойти и к искусственному вскармливанию. Пересмотрен также питьевой режим и режим вскармливания.
Три основных вида вскармливания используется на первом году жизни ребенка: естественное, искусственное, смешанное.

Естественное вскармливание - вид вскармливания, когда ребенок первые 4-4,5 месяца получает женское молоко в полном суточном объеме или его доля составляет не менее 80%.
Искусственное вскармливание представляет собой вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси или доля женского молока в суточном объеме питания составляет менее 20%.
Смешанное вскармливание предусматривает сочетание женского молока в объеме менее 80%, но более 20% от суточной нормы питания ребенка с докормом молочными смесями.
Педиатры всего мира все более убеждаются в необходимости естественного вскармливания для правильного роста и развития ребенка первого года жизни. Это связано с биологическими характеристиками женского молока. Оно обладает оптимальным и сбалансированным составом, высокой усвояемостью, широким спектром биологически активных веществ - ферментов, гормонов, антител и др. Наличие бифидогенных факторов обеспечивает формирование нормального биоценоза кишечника. При естественном вскармливании снижается риск развития аллергических состояний.
Кроме того, психоэмоциональный контакт между матерью и ребенком во время кормления оказывает благоприятное воздействие на формирование в дальнейшем у ребенка поведенческих реакций и влияет на его интеллектуальное развитие. В связи с этим женское молоко можно рассматривать как «золотой стандарт», единственно незаменимый продукт, созданный самой природой для вскармливания детей первого года жизни.
В международном документе ООН «План действий по осуществлению декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», подписанном и представителями России поставлена цель по обеспечения кормления всеми женщинами своих детей грудным молоком в течение первых 4-6 месяцев жизни. Во втором полугодии жизни к грудному вскармливанию добавляется еще и введение прикорма. Требование это обосновано научными исследованиями, проведенными в различных странах мира. Бороться за сохранение грудного вскармливания должен весь персонал женских консультаций, роддомов и детских поликлиник.

Естественное вскармливание

Важной задачей в работе участкового педиатра должно стать сохранение естественного вскармливания у максимального количества детей первого года жизни. Это может быть достигнуто с помощью убеждения матери в преимуществах грудного вскармливания ребенка и обеспечения его гармоничного развития. Грудное вскармливание бывает успешным лишь тогда, когда мать уверена, что именно она может дать своему ребенку все необходимое и для этого она предпринимает все, чтобы сохранить лактацию. Кормящим матерям необходимо объяснить, как подготовиться к лактации поддерживать ее. При этом акцент должен быть сделан, в первую очередь, на необходимость сбалансированного питания.
В случае невозможности кормления ребенка грудью (госпитализация, выход на работу, причины, связанные со строением груди, и пороки развития ребенка) кормления следует продолжить сцеженным молоком. Для этого необходимо научить мать правильно сцеживать и хранить свое молоко. Сцеживание производят в соответствии с графиком кормлений в пластмассовые или стеклянные бутылочки, предварительно простелиризованные или в стерильные пакеты для сбора грудного молока. Грудное молоко хранится в холодильнике в течение 12 часов. По истечении этого времени молоко необходимо пастеризовать, при этом срок хранения молока увеличивается до 24 часов. Для хранения грудного молока можно использовать также морозильную камеру, при этом срок хранения может достигать 6 месяцев, а при температуре -20С - до 1 года. Перед кормлением бутылочку с молоком подогревают на водяной бане или под струей теплой воды до температуры 36,5-37С. После чего ее интенсивно встряхивают и перемешивают до получения однородности.
В последнее время появилось много сторонников свободного вскармливания детей. Свободное вскармливание, в том числе, рекомендовано ВОЗ. Однако наблюдения показывают, что этот метод имеет ряд недостатков: невозможность контролировать объем кормления, сцеживать молоко после кормления, что может привести к снижению лактации, беспокойство ребенка, неконтролируемая прибавка массы тела ребенка, особенно в первые месяцы. Этот метод оправдан лишь первые 10-14 дней жизни ребенка. В последующем младенец сам устанавливает индивидуальный режим кормлений, который, в зависимости от степени адаптации ребенка, может составлять от 6 до 8 раз в сутки. Однако практически все дети предпочитают при этом не соблюдать длительный ночной перерыв.

Для расчета объема пищи используется несколько методов:

1. Расчет питания первые 10 дней жизни ребенка производится по формуле Филькенштейна: объем кормления составляет 10хn, где n - число дней.
2. Объемный. Используется для расчета питания детей старше 10 дней. При этом учитывается фактическая масса тела. Ребенок от 10 дней до 2-х месяцев должен получать 1/5 часть от своего веса, от 2 до 4-х месяцев - 1/6, 4-5 месяцев - 1/7 часть массы тела, но не более 1 литра. Объем питания, равный 1 литру - суточный объем для ребенка старше 5 месяцев.
3. По формуле Шкарина. Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю, недостающую до 8 недель вычитают 50 мл, а на каждый месяц после 2-х прибавляют 50 мл.
Грудное молоко является наиболее оптимальным для питания детей первых 4-5 месяцев жизни, но оно не может обеспечить растущий организм необходимыми витаминами и микроэлементами. Поэтому по мере взросления ребенка необходимо проводить коррекцию питания, вводя в рацион питания ребенка соки, овощные, фруктовые пюре. Это является основой правильного его развития, профилактики рахита, железодефицитных состояний, дисфункции пищеварительного тракта.
При естественном вскармливании с 3,5-4 месяцев следует вводить соки. Более раннее введение соков с 1,5-2 месяцев, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как может приводить к нарушению процессов переваривания, аллергизации организма. Соки назначают между кормлениями, начиная с 2-5 капель, постепенно увеличивая дневную дозу. Суточное количество соков можно определить по формуле 10хn, где n - количество месяцев. Соки не входят в общий объем питания и не учитываются.
Лучшим первым соком является сок из зеленых яблок. Через 2 недели - 1 месяц после его введения можно давать морковный, капустный, черносмородиновый, гранатовый, вишневый и др. соки. При склонности к запорам можно использовать сливовый, морковный, свекольный соки, а при неустойчивом стуле - лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый, томатный соки дают детям не раньше 6 месяцев, но с большой осторожность в силу их выраженных аллергизирующих свойств. После 4-х месяцев можно давать мякотные соки - грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки.
При появлении метеоризма у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, из рациона питания матери следует исключить продукты, способствующие газообразованию - капуста, бобовые, орехи, молоко, черный хлеб др. Ребенку можно давать чаи с ромашкой и фенхелем, которые сейчас можно в большом разнообразии найти на нашем рынке.
Через 2 недели после введения в рацион питания ребенка соков в возрасте 4-4,5 месяцев вводятся пюре из яблок, абрикосов и др. фруктов.
Со временем грудное молоко перестает удовлетворять потребности растущего организма и, кроме того, необходима тренировка развивающейся пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляция моторной активности кишечника. В этой целью в возрасте 4-5- месяцев вводится прикорм.
Более раннее введение прикорма показано при рахите, железодефицитной анемии, упорных срыгиваниях, запорах, отставании в физическом развитии, недоношенным детям.
Прикорм - это блюда, постепенно вытесняющие женское молоко (смеси), приучающие ребенка к взрослой пище. Он вводится с помощью ложечки, начиная с небольших объемов (1/2 чайной ложки), дополняя недостающий объем молоком или смесью. Постепенно в течение нескольких дней доводят объем до полного кормления.
Первый прикорм - овощное пюре. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, вымоченный в течение 10-12 часов, капуста, кабачок и др.). Это позволит в случае появления пищевой аллергии наиболее рано выявить аллерген и исключить его из рациона питания. На каждый новый вкус отводится не менее 2-х недель. Постепенно ассортимент овощей увеличивается, возможно приготовление овощных смесей, содержащих различные виды овощей. Позднее всего вводятся томаты, зеленый горошек, тыква.
Второй прикорм вводится только после замены одного кормления овощным прикормом. В качестве 2-го прикорма используются безглютеновые злаки (рисовая, гречневая, кукурузная мука), которые предотвращают развитие глютеновой энтеропатии. Первые 1-2 недели прикорм вводится в виде 5% каши, спустя 1-2 недели - 10% каша. Если ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к неустойчивому стулу, целесообразно в рацион питания вначале ввести кашу, а затем овощное пюре.
С 6-7 месяцев можно вводить в рацион желток куриного яйца, сваренного вкрутую, с ¼ части и растертого с грудным молоком, 2-3 раза в неделю. С 7-8 месяцев рекомендуется вводить творог с дозы 5-10 г перед основным кормлением. К году доза творога составляет 50 г. Более раннее введение творога, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как необходимое количество белка ребенок получает с грудным молоком.
Мясо в виде мясного пюре вводится с 7 месяцев. В дальнейшем оно заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетками (10-12 месяцев).
С 7,5-8 месяцев начинает вводиться 3-й прикорм в виде кисломолочных продуктов. Могут назначаться также молочные продукты на основе коровьего молока с низким содержанием белка и оптимальным набором жирных кислот, минеральных веществ и витаминов.
Использовать неадаптированные молочные смеси в более раннем возрасте нецелесообразно, так как это может привести к аллергизации организма, нарушению кислотно-основного состояния, задержке физического развития ребенка.
С 8-9 месяцев вместо мясного блюда дается рыбное 1-2 раза в неделю. Можно давать хлеб, белые сухарики, печенье, они предварительно размачиваются в одном из видов прикорма. С 10-12 месяцев вводится тертый сыр.
Растительное масло вводится уже в первый прикорм, начиная с 1/2-1/3 чайной ложки до 1 чайной ложки к 12 месяцам. Сливочное масло вводится лишь, начиная с 6 месяцев.
Приблизительно к году ребенка начинают отлучать от груди. Если по достижению годовалого возраста ребенка у женщины сохраняется лактация и имеется обоюдное желание продолжить питание грудным молоком при условии, что оно сочетается с адекватным по возрасту прикормом, то этому не стоит противиться. В этом случае ребенок сам откажется от груди. Однако, кормление грудью свыше 3-х лет не может считаться оправданным, так как мешает нормальному развитию личности ребенка.
Гармоничное развитие ребенка, хорошее эмоциональное состояние, своевременное прорезывание зубов, своевременное формирование двигательной активности, хороший иммунитет, правильное формирование скелета служат признаками, указывающими на адекватное по возрасту и полноценное питание.

Смешанное и искусственное вскармливание

На смешанное и искусственное вскармливание следует переходить только в случаях, когда не удалось сохранить в достаточном объеме лактацию или по медицинским показаниям, как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
В настоящее время создано много адаптированных молочных смесей, как пресных, так и кисломолочных, сухих и жидких. Наибольшее распространение получили смеси от 0 до 12 месяцев жизни. Однако по современным данным при выборе той или иной смеси следует придерживаться возраста. Наиболее оптимальными для питания первого полугодия жизни являются смеси, в названии которых присутствует цифра «1». Эти смеси максимально приближены к женскому молоку, что, безусловно, способствует оптимальному росту и развитию ребенка.
По достижении ребенком возраста 5-6 месяцев следует переходить на смеси, в названии которых стоит цифра «2» или имеется запись о том, что данная смесь рекомендуется для кормления детей, начиная с 5-6 месяцев. Содержание белка и энергетическая ценность таких смесей выше, что соответствует возросшим потребностям организма.
При выборе смеси следует учитывать:
1. возраст ребенка. В первые 2 - 3 недели следует использовать для питания ребенка пресные смеси. В последующем в рационе питания могут присутствовать и кисломолочные смеси в соотношении 50:50;
2. степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях;
3. индивидуальную переносимость смеси.

Несколько слов о лечебном питании

Лечебное питание играет огромную роль в терапии любого заболевания детского возраста. Питание при различных заболеваниях ребенка является мощным лечебным фактором, при котором правильно составленная диета становится ключевым механизмом, позволяющим воздействовать на нарушенные звенья метаболизма, нормализовать функции пищеварительной системы, активизировать защитные силы организма, что во многом определяет течение и исход болезни.
Все это послужило основание для разработки специальных видов лечебных продуктов с заданным составом в соответствии с особенностями патологии, при которых используется данный продукт.
Производство специализированных продуктов для диетического и лечебного питания в настоящее время представляет собой особое направление в деятельности ряда ведущих фирм, занимающихся выпуском детского питания.
Специальные научные исследования показали, что при большинстве заболеваний потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах и энергии практически не отличается от потребности здорового ребенка. И только если во время болезни значительно нарушаются обменные процессы, потребности в некоторых пищевых веществах могут меняться либо в сторону увеличения в связи с большим их расходованием больным организмом, либо снижаться из-за плохой переносимости того или иного ингредиента. При некоторых заболеваниях требуется качественное изменение какого-либо компонента - белка, жира или углеводов.
Учитывая особенности лечебного и диетического питания при различных патологических состояниях, промышленностью выпускается большой ассортимент специализированных продуктов, которые условно могут быть поделены на следующие основные группы:

1. Продукты на молочной основе.
2. Продукты на основе гидролизатов белка.
3. Продукты на основе растительного белка.

В каждой из основных групп можно найти продукты, содержащие тот или иной белковый, жировой или углеводный состав: высокобелковые, малобелковые, низколактозные, безлактозные смеси. Жидкие и сухие смеси, обогащенные железом, содержащие бифидогенные факторы и с добавлением бифидобактерий. Гипоаллергенные продукты с низкой и высокой степенью гидролиза белка. Продукты с низким содержанием или лишенные фенилаланина, безглютеновые и продукты на основе соевого белка.
Остается лишь добавить, что многие смеси содержать таурин и селен, необходимые для формирования центральной нервной системы, построения сетчатки глаза, коньюгации желчных кислот, осморегуляции, поддержания структур клеточных и субклеточных мембран и др.

Питание детей старше года

В питании детей старше года по-прежнему большая роль отводится молочным продуктам, которые должны входить в ежедневный рацион. Белковая часть рациона обеспечивается также за счет мяса, рыбы и птицы, причем ассортимент их значительно расширяется. Дети могут получать говядину, нежирные сорта свинины, мясо кур, кролика. После года детям также дают колбасные изделия - сосиски, вареные колбасы. Количество рыбы в рационе питания по сравнению с первым годом увеличивается до 3-х раз в неделю. Ребенок может получать цельное яйцо, однако больше, чем ½ яйца в день давать не следует.
Пища детей до 1,5 лет по кулинарной обработке отвечает тем же требованиям, что и на первом году жизни, старше 1,5 лет можно предлагать более густую пищу, а при появлении коренных зубов - салаты, отварное, тушеное мясо, порезанное кусочками. С этого же возраста необходимо приучать ребенка к самостоятельному питанию, активному жеванию твердой пищи, что способствует правильному развитию зубов, челюсти и лицевого скелета.

Питьевой режим

Существует мнение, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании не нуждается в дополнительном введении жидкости. Однако, достаточно большое количество жидкости ребенок должен получать в первые дни после рождения, оправданно также введение 5% раствора глюкозы для восполнения энергетических затрат в период ранней адаптации ребенка и в связи с катаболической направленностью обмена веществ. В дальнейшем потребности ребенка в воде уменьшаются. Следует, однако, помнить, что при жирном грудном молоке ребенок нуждается в дополнительном введении жидкости. При этом потребности в воде в сутки составляют двойной объем кормления.
При искусственном вскармливании режим питья тот же, т.е. объем жидкости определяется потребностями ребенка. В жаркое время года, если температуры выше 25, суточный объем жидкости увеличивается в 1,5 раза, а при температуре 35 и выше - в 2 раза.
Детям старше года жидкость дается в виде молока, компотов, чая, минеральной воды. Суточное количество жидкости регулирует сам ребенок, в зависимости от характера пищи и времени года.

Особенности вскармливания недоношенных детей

Недоношенный ребенок, по сравнению с доношенным, отличается недостаточной зрелостью органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, лабильностью обменных процессов, большей интенсивностью нарастания массы тела и роста, низкой сопротивляемостью к различным факторам внешней среды.
Изучение моторики желудочно-кишечного тракта недоношенного ребенка показало выраженные отличия от взрослого человека и доношенного ребенка. У недоношенных детей снижен тонус нижних отделов пищевода, отсрочено опорожнение желудка, а способность сосать появляется у новорожденных только после 32 недели гестации. При применении минимального количества энтерального питания отмечается повышение концентрации желудочно-кишечных пептидов, регулирующих моторику кишечника (гастрин, мотилин и др.). Хорошо известен то факт, что энтеральное питание во многом определяет развитие желудочно-кишечного тракта у новорожденного ребенка. Поступление питательных веществ в желудочно-кишечный тракт способствует процессам созревания моторики. У новорожденных детей, получавших парентеральное питание в течение длительного времени, отмечалось снижение уровня гормонов кишечника и снижался уровень обмена белка.
В настоящее время действует концепция «минимального энтерального питания» или «трофического питания». Сформулированы основные рекомендации по «трофическому питанию»:

1. трофическое питание направлено на кишечник, а не на ребенка в целом;
2. цель трофического питания - предотвращение атрофии слизистой и развитие моторики кишечника;
3. начинается вскоре после рождения (в пределах 12-48 часов);
4. начинается с очень маленького объема (10 мл/кг/день с очень медленным увеличением объема);
5. лучше всего использовать грудное молоко (молозиво).

Поэтому к смесям, применяемым для питания недоношенных детей, предъявляются особые требования, они должны быть адаптированы к особенностям пищеварительной системы и обменных процессов.
Расчет питания при естественном вскармливании и вскармливании смесями, не предназначенными для кормления недоношенных детей, производят по объемному методу с поправкой на приблизительно долженствующий вес (М+20%М). Ребенку с I степенью недоношенности объем питания на долженствующую массу считают с 11-го дня жизни, со II степенью - с 15дня, а с III и IV степенью - с месяца.
Самым оптимальным видом вскармливания для недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством высасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами.

Однако, как показали многочисленные исследования, несмотря на все преимущества грудного молока, у него есть существенный недостаток: оно не обеспечивает необходимого для недоношенного ребенка количества белка и некоторых минералов. Поэтому в настоящее время во многих странах разработаны и используются в клиниках специальные белково-минеральные добавки к грудному молоку. Оптимальным вариантом является добавка, созданная на основе грудного молока, однако сейчас имеется несколько вариантов добавок, созданных на основе белка коровьего молока.
В случаях недостаточного высасывания грудного молока требуется докармливание. При этом используются специальные адаптированные сухие молочные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности, по сравнению с обычными адаптированными смесями. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.
Таким образом, с помощью рационального питания в настоящее время можно сохранить здоровье здоровым детям и уменьшить риск реализации неблагоприятных факторов, способствующих развитию различной патологии у детей раннего возраста.

Грудное вскармливание проводится «по требованию ребенка », то есть ребенок сам определяет количество и продолжительность кормлений, в зависимости от индивидуальной потребности и без ограничения со стороны матери, однако следует помнить, что плач ребенка не всегда означает голод. На первом месяце жизни ребенок может прикладываться к груди матери до 10-12 раз, включая ночное кормление, что способствует лучшему становлению лактации, большей продолжительности грудного вскармливания, предупреждает развитие гипогалактии и лактостаза у матери. Однако начиная с 2-3 месяцев, большинство детей устанавливает определенный режим кормления: обычно – с интервалом в 2,5-3,5 часа.

Продолжительность кормления составляет в среднем 15-30 минут, однако это зависит от общего состояния ребенка и особенностей строения молочной железы у матери. Обычно за первые 5-7 минут ребенок высасывает около 80% молока. Если продолжительность кормления превышает или меньше, чем 30 минут, необходимо выяснить причину, так как это может свидетельствовать о различных нарушениях процесса вскармливания (недостаточная лактация, заболевание ребенка и т.п.).

Сцеживание молока . Правильно организованное вскармливание и нормальная лактация, как правило, не требует сцеживания грудного молока. Однако первые дни после рождения молоко, которое остается в груди после кормления ребенка желательно сцедить, чтобы стимулировать лактогенез. Сцеженное молоко может храниться при температуре +18-20 0 С не более 12 часов: при t + 4-5 0 С до 48 часов, при минус 18-20 0 С до 4 месяцев.

Примерный режим кормления ребенка при грудном вскармливании:

До 2-3 мес. – по требованию или через 3 часа;

С 3 до 5-5,5 – 6 раз через 3,5 часа;

С 5-5,5 мес. до 1 года – 5 раз через 4 часа.

С введением первого прикорма ребенок обычно получает пятиразовое кормление, однако для сохранения лактации рекомендуется прикладывание к груди после прикорма.

Данный режим является ориентированным и должен учитывать особенности роста и развития ребенка. При снижении лактации необходимо более частое прикладывание к груди, особенно ночью.

В определенные возрастные периоды ребенок может требовать больше грудного молока (в 3 недели, 6 недель, 3 месяца) и более частого прикладывания к груди, что обусловлено его интенсивным ростом.

Достоверными признаками недостатка грудного молока являются: прибавка в массе менее 500 г за месяц; мочеотделение ребенка меньше 6 раз в день, при этом моча ребенка становится концентрированной и приобретает резковатый запах .

Понятие о прикорме

В возрасте 6 месяцев для дальнейшего физиологического развития ребенка возникает необходимость в расширении рациона питания и введении в него дополнительных продуктов, так как, начиная с этого возраста, грудное молоко уже не может удовлетворить потребность ребенка в калориях, микронутриентах (прежде всего в железе) для обеспечения его нормального развития.

Прикорм это продукты питания, которые вводятся в дополнение к грудному молоку или молочной смеси (при искусственном вскармливании) ребенку первого года жизни .

Необходимо, чтобы к введению прикорма ребенок был физиологически готов. Признаками готовности являются следующие признаки: ребенок держит голову, сидит почти без поддержки (в стульчике для кормления); проявляет интерес к продуктам, которые употребляют другие члены семьи; открывает рот, когда подносят ложку с едой и отворачивается от нее, когда не голоден; не выталкивает пищу изо рта, а глотает ее.

Правила введения прикорма. Продукты прикорма должны соответствовать возрасту ребенка и постепенно меняться по консистенции, вкусу, запаху и внешнему виду, при этом грудное вскармливание необходимо продолжить. Прикорм следует давать, когда ребенок активен и голоден, лучше – во время завтрака или обеда, вместе с другими членами семьи. Прикорм дается с ложки, после непродолжительного кормления грудью или небольшого количества молочной смеси в случае искусственного вскармливания.

Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в специальном детском стульчике или удобной позе на руках у матери. Начинать давать прикорм следует, положив небольшое количество пищи на кончик чайной ложки. Ложку держать так, чтобы ребенок ее видел, затем следует коснуться ложкой губ ребенка, чтобы ребенок открыл рот, положить ложку с едой на середину языка, тогда ребенок легко ее проглотит.

Каждый продукт прикорма вводится, начиная с 1 чайной ложки и увеличивается постепенно в течение 5-7 дней до полного объема. Каждый раз, после прикорма целесообразно прикладывать его к груди. Это поможет сохранить лактацию, а ребенок будет чувствовать себя удовлетворенным. В случае отказа ребенка от какого-либо блюда прикорма не следует кормить его насильно, а отложить его введение на 1-2 недели. Можно предложить другой продукт (другого вкуса или консистенции). Во время кормления необходимо, чтобы мать общалась с ребенком.

Каждый следующий новый продукт прикорма должен состоять из одного продукта и давался ребенку в течение не менее 5 дней, после этого можно давать смешанный прикорм из уже знакомых продуктов. Для облегчения привыкания к новым продуктам рекомендуется добавлять в продукты прикорма грудное молоко. Прикорм должен быть свежеприготовленным, иметь нежную гомогенную консистенцию, температура его должна составлять 36-37 0 С. В случае проявления признаков плохой переносимости продукта прикорма (нарушение функции системы пищеварения, аллергические реакции или др.) следует прекратить введение данного продукта прикорма и при нормализации состояния ребенка постепенно ввести другой.

Продукты и блюда прикорма вводятся постепенно, в зависимости от возраста ребенка, а их объем не должен превышать рекомендуемые нормы (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни

Продукты и блюда прикорма Срок введения, мес. Объем в зависимости от возраста ребенка
6 мес 7 мес 8 мес 9 мес 10-12мес
Сок (фруктовый, ягодный, овощной) мл 30-50 50-70 50-70
Фруктовое пюре 40-50 50-70 50-70 90-100
Овощное пюре, г 50-100
Молочно-крупяная каша, г 6-7 50-100 100-150
Молочно-злаковая каша, г 7-8 100-150
Кисло-молочные продукты, мл 8-9 - - 50-100 100-150 150-200
Сыр,г 6,5-7,5 5-25 10-30
Яичный желток, шт 7,0-7,5 - 1/8-1/4 ¼-1/2 1/2 ½-1
Мясное пюре,г 6,5-7,0 5-30 50-60
Рыбное пюре,г 8-10 - - 10-20 30-50 50-60
Масло,г ½ ч.л. ½ ч.л. 1 ч.л. 1ч.л. 1 ч.л.
Сливочное масло, г 6-7 ½ ч.л. ½ ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л.
Хлеб пшеничный,г 8-9 - -

Продукты и блюда прикорма . Первым блюдом прикорма, предлагаемым ребенку в возрасте 6 месяцев, могут быть овощные или фруктовые пюре, а также каши (предпочтение предоставлять крупам, не содержащим глютен – греча, рис, кукуруза). Частота введения этих продуктов должна быть 1-2 раза в день, с постепенным увеличением объема порции. Важно, чтобы ребенок, начиная с 6 месяцев получал продукты с повышенным содержанием железа.

Существуют определенные правила введения ребенку овощных и фруктовых блюд прикорма.

Овощи целесообразно вводить перед фруктами, поскольку некоторым детям может не понравиться вкус овощей, если они привыкнут к сладкому вкусу фруктов. Начинать следует с одного вида овощей или фруктов и – лишь после того как ребенок получил каждый из них отдельно, можно их смешивать.

Овощи, вводимые в рацион ребенка не должны быть острыми на вкус (кабачки, тыква, картофель, капуста, патиссоны). Из фруктов следует отдавать предпочтение яблокам, персикам, абрикосам, бананам.

Овощное и фруктовое пюре, как и низкобелковые блюда прикорма, дают не дольше, чем 2 недели, затем их необходимо обогатить путем добавления в них высокобелковых продуктов (нежирный творог, мясо).

В зависимости от времени года ребенок может получать как консервированные (предназначенные для детского питания) так и протертые свежие овощи и фрукты, которые перед этим следует хорошо промыть и почистить. Со временем можно давать ребенку овощи и фрукты с мягкой клетчаткой кусочками.

Начиная с 6 месяцев необходимо учить ребенка пить из чашки (рис.22.2). Не рекомендуется употребление любых видов чая (черного, зеленого, травяного) и кофе до 2-х лет. Эти напитки препятствуют всасыванию железа. После двух лет следует избегать употребления чая во время еды.

Введение прикорма . Сок целесообразно вводить ребенку тогда, когда он уже получает другие продукты прикорма. Начинают введение сока с 3-5 капель 1 раз в день, наблюдая за состоянием ребенка; постепенно доводя до необходимого объема, убедившись, что ребенок высасывает достаточно грудного молока (молочной смеси – в случае искусственного вскармливания).

С 6 месяцев в рацион ребенку вводится творог.

Введение каш предлагается в качестве прикорма в возрасте 7 месяцев. В первые 10 дней дается 5% каша, затем, в течение 2-х недель, концентрация ее постепенно доводится до 10%. Каши с несколькими крупами (ассорти) следует вводить только после того, как ребенок уже получал каши с каждой крупой отдельно. Их можно разводить грудным молоком. Для приготовления каши также можно использовать молочную смесь или разбавленное коровье молоко. Чтобы получить 200 мл разбавленного молока, необходимо вскипятить 70 мл воды, добавить 130 мл кипяченого коровьего или козьего молока, добавить сахар –1 чайную ложку без верха.

Каши допустимо смешивать с овощами или фруктами, но только после того, как ребенок попробовал каждый из этих продуктов отдельно. Кормить ребенка следует только ложкой (рис. 22.2).

Рис. 22.2. Введение прикорма ребенку

Мясо вводится в рацион ребенка в возрасте 6,5-7,0 мес. Рекомендуется телятина, курятина, индюшатина, крольчатина. Начинать надо с мелко измельченного мяса (отварного мясного фарша), постепенно переходя к его кулинарной обработке в виде фрикаделек, котлет и др. Мясо должно быть не сухое и сохранять естественную влажность, чтобы ребенок мог его легко проглотить.

Рыбные блюда (фарш, фрикадельки, котлеты) рекомендуются с 8-10 месяцев; яичный желток, который также является источником железа – с 7 месяцев.

NB! Яичный белок является аллергенным продуктом и до исполнения ребенку 1 года его давать не следует .

Цельное коровье или козье молоко следует давать ребенку не раньше 9-ти месячного возраста, а лучше - с 1 года, поскольку оно обладает выраженным аллергенным действием. Разведенное коровье молоко можно использовать для приготовления блюд прикорма.

В возрасте 1 года ребенок должен получать разнообразный прикорм из каждой группы продуктов, уметь пить из чашки.

Перед каждым приемом пищи ребенку необходимо вымыть руки.

22.5. Частично грудное (смешанное) вскармливание. Понятие о докорме .

При снижении лактации у матери прежде всего необходимо выяснить, достаточно ли ребенок высасывает молока из груди матери, то есть - провести контрольное кормление. Для этого ребенка взвешивают до и после кормления (оставляя его в той же одежде, что и до кормления). Разница в весе между вторым и первым взвешиванием и будет показателем количества молока, которое высосал ребенок в течение 1-2 суток.

Если ребенок получает грудного молока меньше, чем нужно, врач решает вопросы введения докорма ребенка искусственной смесью. При этом необходимое количество смеси рассчитывается путем определения разницы между необходимым количеством молока и объемом молока, который получает ребенок в течение дня (по результатам контрольного кормления).

Докорм лучше вводить в каждое кормление, после того как ребенок получил молоко с обеих грудей матери. Чтобы ребенок не отказался от груди, докармливать ребенка необходимо из ложечки или детской чашечки. При небольшом количестве молока у матери ребенок докармливается методом «чередования» - одно кормление прикладывается ребенка к груди, второе – получает смесь из бутылочки (ложечки, чашечки).

Для докорма используются адаптированные молочные смеси, в соответствии с возрастом ребенка. Вид смеси, ее количество и режим кормления устанавливает врач.

Всем известно, что грудное вскармливание – лучшее, что мать может дать ребенку на первом году жизни. Мировая практика, уже ставшая традиционной, заключается в том, чтобы прикладывать ребенка к груди матери практически сразу после рождения. Это обстоятельство имеет большую медицинскую ценность: оно способствует правильному развитию ребенка, улучшает адаптацию, снижает проявления физиологической желтухи новорожденных.

Дети, которые раньше остальных получили материнское молоко, показывают меньшие потери массы тела. Кроме того, раннее прикладывание ребенка к груди полезно и для матери – стимуляция груди вызывает маточные сокращения, что способствует остановке кровотечения после родов.

Преимущества грудного вскармливания

Согласно рекомендациям ВОЗ грудное вскармливание – один из важнейших факторов предотвращения ряда заболеваний ребенка в периоде активного роста и развития. Кормление посредством прикладывания к груди обеспечивает физиологичную работу лицевой мускулатуры, что положительно сказывается на формировании правильного прикуса, а также, на приобретении речевых навыков. Грудное молоко является идеальным продуктом, содержащим все необходимые питательные вещества. Эксперты ВОЗ и врачи-педиатры настойчиво рекомендуют кормить ребенка грудью, если есть такая возможность.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Грудное вскармливание – важнейший фактор развития иммунной системы у ребёнка. Иммунитет, приобретенный в первый год жизни, оказывает влияние на дальнейшее развитие и жизнедеятельность.
  • Доказано, что грудное вскармливание снижает риск развития ожирения в старшем возрасте.
  • Есть исследования, показывающие взаимосвязь между грудным вскармливанием и дальнейшими успехами ребёнка в обучении.

Идеальный режим кормления ребенка

С преимуществами все ясно, и они не вызывают сомнения. Следующий вопрос, зачастую становящийся предметом споров – режим кормления ребенка . Существует две глобальные точки зрения – кормить нужно по часам (регламентированное кормление) и кормить нужно по требованию (свободное кормление).

Несмотря на строгие советы наших бабушек, сводящиеся, как правило, к почасовому кормлению, в наши дни взгляды родителей на этот вопрос не столь категоричны. Педиатры сегодня сходятся во мнении: оба режима имеют право на существование. В зависимости от уклада жизни родителей, а также от поведения ребенка кормящая мать, как правило, безошибочно определяет свой путь в этом вопросе. Серьезной разницы между двумя режимами не выявлено, если говорить об абсолютно здоровых младенцах. Единственного идеального режима кормления ребенка первого года жизни нет.

Докорм искусственной смесью

Обратимся к ситуациям, когда помимо материнского молока ребёнку требуется дополнительное питание - адаптированные молочные смеси. В зависимости от количественного соотношения материнского молока и адаптированной смеси в объёме кормления ребёнка можно выделить два типа вскармливания:

  • Смешанное – ребенок получает материнское молоко совместно с адаптированной смесью, при этом количество молока составляет от 20% до 80% от суточного объёма кормления. Такой вид вскармливания встречается при гипогалактии у матери, то есть при недостаточном количестве грудного молока.
  • Искусственное – ребенок получает только адаптированную смесь и не получает грудного молока, либо ребёнок вскармливается и смесью, и молоком, но количество молока составляет менее 20 % от суточного потребления. Этот вид вскармливания актуален при отсутствии грудного молока или при наличии заболевания у матери или у ребенка, когда естественное вскармливание противопоказано или ограничено.

Что касается противопоказаний к естественному вскармливанию, как со стороны матери, так и со стороны новорождённого, то перечень заболеваний невелик. В основном это тяжёлая соматическая патология, либо ограниченный ряд инфекционных заболеваний.

У каждой женщины процесс лактации индивидуален. В какие-то моменты может показаться, что молока не хватает. Существуют так называемые лактационные кризы - периоды преходящего снижения секреции молока в результате неустойчивой гормональной регуляции процесса лактации. Не утратило своей актуальности такое явление, как гипогалактия. Однако с этими состояниями можно и нужно бороться. Поэтому в случае недостаточного насыщения ребенка материнским молоком, рекомендуется обратиться к врачу или консультанту по грудному вскармливанию и попытаться восстановить количество молока, прежде чем вводить докорм . Назначение докорма смесями без особых оснований ведет к сокращению объема лактации у матери. Ребенок быстрее насыщается смесью и получает еще меньше материнского молока.

Введение в рацион грудничка адаптированных смесей необходимо в том случае, если ребенок беспокоен, часто требует грудь, подолгу находится у груди матери, не прибавляет в весе, если использованы все возможные меры по устранению гипогалактии, а эффект так и не был достигнут.

Правила докорма

Выделяют следующие основные степени гипогалактии:

  • дефицит молока до 25% по отношению к суточной потребности ребенка;
  • дефицит до 50%;
  • дефицит до 75%;
  • дефицит молока более 75%.

Чтобы правильно определить степень гипогалактии, проводится процедура контрольного вскармливания. Для этого необходимо взвесить ребенка до кормления и после. Разница в массе покажет количество молока, употреблённого ребёнком. Важно во время этих взвешиваний не менять одежду и подгузник у ребёнка, чтобы избежать погрешностей измерения.

В случае применения адаптированных смесей одновременно с грудным молоком, важно соблюдать порядок введения питания. В первую очередь производится прикладывание к груди, даже если материнского молока практически нет, прикладывание к груди носит символический характер и призвано сохранять тактильный контакт матери и ребёнка. После кормления грудным молоком следует введение адаптированной смеси посредством бутылки, ложки или чашечки (в более старшем возрасте).

В случае использования бутылки рекомендуется выбирать упругую соску с небольшим отверстием. В результате малышу придется совершать те же мышечные усилия, что и при прикладывании к груди. Такая имитация не позволит ребенку потерять навыки сосания.

Прикорм

Правила вскармливания детей первого года жизни гласят о необходимости прикорма. Что это такое и когда нужно вводить прикорм?

Прикорм – это постепенное введение продуктов питания. При этом грудное вскармливание не прекращается. До шести месяцев ребенок получает все необходимые питательные вещества из молока. После полугода молоко не в полной мере покрывает его потребности. Именно в этот период вводят готовые продукты питания. Кроме пищевой ценности, есть и другие причины для введения прикорма.

Зачем нужен прикорм?

  • Для развития органолептического восприятия – новые вкусы, запахи, консистенция пищи.
  • Для формирования правильных пищевых навыков – глотание пищи, откусывание, пережевывание.
  • Для получения социальных навыков – приучение к церемонии приема пищи. Рекомендуется выделить ребенку свой стол и стул или отдельное место за общим столом.
  • Для обучения пользованию столовыми приборами.
  • Какие продукты подходят для прикорма?

  • Овощи (с 4 месяцев) и фрукты сначала дают в перемятом состоянии. Сначала в рацион вводят овощи, а потом – фрукты.
  • Каши (с 4,5 месяцев). Для прикорма подойдут кукурузная, рисовая и гречневая каши. Вначале нужно давать каши по отдельности, позднее – можно смешивать разные крупы. Потом в каши можно добавлять овощи и фрукты, но только те, которые ребенок уже пробовал ранее.
  • Мясо дают с 5 месяцев. Мясо должно быть приготовлено и перемято (измельчено в блендере). Для первичного мясного прикорма подходят несколько сортов мяса: телятина, крольчатина, индюшатина.
  • Творог вводится в рацион в 6 месяцев. Обычно родители предпочитают готовый творог заводского приготовления. Основная масса производителей детского питания предлагает свой продукт. Предпочтение можно отдать любому из них.
  • Кефир стоит выбрать аналогично творогу, вводится в питание кефир с 7 месяцев.
  • Яйцо разрешено с 8 месяцев. Стоит помнить, что куриное яйцо - продукт потенциально аллергенный. Альтернативой ему является яйцо перепелиное. В первом случае количество продукта ограничивается ¼ - ½ варёного яйца за сутки, во втором случае яйцо возможно употребить целым.
  • Рыба белых сортов в отварном виде разрешена после 9 месяцев. Однако в виду возможных аллергических реакций, допустимо отсрочить введение в прикорм рыбы до исполнения ребёнку 12 месяцев.

Категорически исключены жирные блюда, жареные продукты, консервы, а также кофе, чёрный чай и газированные напитки. Сок малышу давать можно, но только разведенный водой и после 6 месяцев.

В самом начале прикорма все продукты имеют консистенцию пюре. После того, как ребёнок освоил пюреобразную пищу, настаёт время кусочковой пищи. Для родителей знаковым событием для такой смены питания обычно выступает появление у ребёнка зубов.

Примерная схема введения прикорма

  • 4 месяца – овощи и фрукты
  • 4,5 месяца – каши
  • 5 месяцев – мясо
  • 6 месяцев – творог
  • 7 месяцев – кефир
  • 8 месяцев – яйцо
  • 9 месяцев – рыба

При установленной отягощённости аллергоанамнеза рекомендуется позднее начало введения прикорма, а именно - после 6 месяцев. В качестве первого прикорма допустимы и овощи, и каши. Овощи предпочтительны у детей с нарушениями пищеварения, со склонностью к запорам, с паратрофией (избытком массы тела). Каши, наоборот, рекомендуются маловесным детям, с медленными темпами прибавки в весе.

Несмотря на преобладание энергетической ценности продуктов прикорма над ценностью материнского молока (особенно явно это проявляется во втором полугодии жизни), рекомендуется продолжать грудное вскармливание до 12 месяцев.

Допаивание

Еще один актуальный вопрос – нужно ли допаивать водой грудного ребенка? Бытует мнение, что ребенку нужна дополнительная вода. Разберемся, как правильно допаивать, и когда это нужно делать.

ВОЗ не рекомендует допаивать новорожденного здорового ребенка, который получает материнское молоко в полном объеме. Такая рекомендация записана в документе, который называется «Принципы успешного грудного вскармливания». Ключевое слово в этой фразе – новорожденного. То есть ребенка первого месяца жизни действительно допаивать не нужно, кроме как по медицинским показаниям.

Ребенка можно и нужно допаивать, если он сам хочет пить воду. Достаточно предложить ему немного питья и оценить его реакцию. Для большей части детей кормление грудным молоком – это основной способ получить достаточное количество жидкости.

Разумеется, эти рекомендации теряют свою актуальность в случае заболевания у ребёнка. Так, дополнительное питьё необходимо при повышении температуры, после однократной и, тем более, повторной рвоты, при учащении и разжижении стула. Подобные симптомы могут свидетельствовать о начале заболевания, в этой ситуации необходимость консультации врача очевидна. До начала терапии - обязательно частое дробное выпаивание во избежание грозного состояния - обезвоживания.

Дополнительное питьё может потребоваться вне патологического состояния. Например, в условиях высокой температуры и недостаточной влажности воздуха.

Соки и другие напитки входят в состав прикорма и не имеют отношения к допаиванию. В качестве питья стоит рассматривать только воду.

Если для допаивания нет особых причин, то рекомендуется давать малышу воду с 4 месяцев, вместе с введением прикорма. Лучше всего предлагать ребенку жидкость в промежутках между кормлениями.

Важный вопрос: сколько жидкости нужно ребенку? Конкретное количество жидкости – индивидуальный показатель. В среднем ребёнок выпивает за сутки не более объёма одного кормления.

Поить ребёнка лучше из ложки или кружки. По той же причине, по которой стоит кормить смесью из ложки, а не из бутылки. Ложка не позволит отказаться от груди. Главное правило в допаивании – добровольность. Если малыш не хочет пить – не стоит настаивать.

Кормление грудного ребенка – сложный и ответственный процесс. Помочь родителям в нелегком деле ухода за ребенком первого года жизни могут педиатры ЦЭЛТ. Квалифицированные специалисты знают все о росте и развитии ребенка и помогут ему вырасти здоровым и счастливым.

Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.

Виды питания детей до года

Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.

Естественное вскармливание

Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.

При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.

Искусственное вскармливание



При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.

Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.

Смешанное вскармливание

Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.

Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.

Как рассчитать объем необходимый объем пищи?

Первые 7-10 дней

Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:

  1. Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
  2. Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.

Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.

Старше 7-10 дней

Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.

Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.

В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.


Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.

Введение прикорма

Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.

Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.


Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.

Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Продукт Срок Количество Блюда для начала прикорма
Овощи При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета.
Каши При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков.
Растительное масло 6 месяцев Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса.
Сливочное масло 7 Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши.
Фрукты 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда.
Мясо 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины.
Желток 8 Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу.
Кисломолочные продукты* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: ).
Творог* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре.
Печенье детское 9-10 Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук.
Рыба Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: ). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре.
Соки 10-12 Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. Осветленные соки из зеленых и белых фруктов.


*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки – кефира и творога.

Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.

Питание после года

Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.

Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.

Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: ). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.