Характеристика сенситивных периодов. Сенситивные и критические периоды развития. Сензитивные периоды развития речи

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.Критические периоды− это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Основными такими периодами являются: 3−4 года, 7−8 лет, 11−14− у девочек; 12−15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка.

Сенситивные периоды− это периодыснижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно.Хотя имеются индивидуальные вари­анты сроков их наступления, все же можно, в среднем, выделить об­щие закономерности. Так, сенситивный периодпроявления различных показателей качествабыстроты приходится навозраст11-14 лети к 15- летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близ­кая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления ка­честв ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов мышечной силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление. В последующем наступает сенситивный период развития мышечной силы− к14-17 годамотмечается значительный прирост данного показателя в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15 – 20 лет.


Сенситивный период гибкости проявляется в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте (начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодовнеобходим при проведении спортивного отбора дляправильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств молодого спортсмена.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гетерохронность роста и развития?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое возрастной период?

4. Что такое биологический возраст? Календарный возраст?

5. Каковы особенности формирования аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков?

6. Каковы особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности

7. Что такое критические периоды развития ребенка?

8. Что такое сенситивные периоды развития ребенка?

9. Перечислите основные сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков.

1. Вайнбум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайбум. − М.: Просвещение, 1991.– 190 с.

2. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.– М., 1989.– 235 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев.– М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

5. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2. Специфические особенности проявления и развития физических качеств.

3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма.

4. Изменения функций женского организма в процессе тренировок.

1. Морфофункциональные особенности женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на методе рассказа (объяснение, словесный анализ движений, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков)

Женщины обладают хорошей кратковременной и долговременной вербальной памятью, в тоже время у них хуже, чем у мужчин цифровая память (медленнее решают особенно новые тактические задачи).

Женщины обладают более высоким уровнем мотивации и имеют более высокие показатели обучаемости.

Они обладают более высокой эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью, поэтому нуждаются в поощрениях.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательного и вестибулярного анализаторов и их сенсорных зон, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствуют развитию у девочек хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется функция двигательного анализатора, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическими и динамическими равновесием, формиро­вания сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. У них зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию− все это обуславливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным.

Женщины обладают меньшей длиной тела (в среднем на 10см) и весом (на 10 кг), чем мужчины, соответственно у них меньше размеры внутренних органов и мышечная масса. Пропорции тела женщины имеют также свои особенности: кости короче, а туловище длиннее; поперечные размеры таза больше, а пле­чи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положение центра тяжести, что способствует лучшему сохране­нию равновесия. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях.

Девушки обладают отличной гибкостью и поэтому достигают больших результатов в гимнастике и др. видах спорта. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие.

Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями: ЖЕЛ меньше, чем у мужчин пример­но на 1000 мл; МОД и глубина дыхания меньше, а частота дыхания− выше, чем у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиля­ции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начина­ется переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. В периоде с 10 до 14 лет мальчики начинают пре­восходить девочек по росту показателей ЖЕЛ, МОД и МЛВ, абсолютным и относительным величинам МПК. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь кро­ви и является одной из защитных функций женского организма. У них в крови меньше эритроцитов, гемогло­бина (120 - 140 г/л) и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркули­рующей крови на 1 кг веса тела.

Низкая концентрация гемоглобина обуславливает небольшую кислородную емкость крови, что отрицательно сказывается на времени и качестве выполнения предельных аэробных нагрузок.

Сердце у женщин по объему и массе меньше мужского, поэтому у них регистрируется меньшая величина систолического и минутного объема крови, что компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока.

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможно­сти и общую работоспособность.

Также называемые "сензитивными", являются такими промежутками времени, когда создаются особенно благоприятные условия для формирования у человека определенных навыков и умений, видов поведения и психологических свойств. Родителям маленьких детей следует знать об их наступлении, готовиться к ним, чтобы ребенок в максимально удобных для него условиях впитывал полученные знания.

Основные периоды развития и восприятия мира

Известный итальянский воспитатель и педагог Мария Монтессори, долго наблюдавшая за растущими детьми, создала авторскую методику раннего развития. В ней она выделила несколько периодов для эффективного развития определенных сторон психики. Автор методики приходит к выводу, что такие условия человек имеет только один раз в жизни. Если он не успеет овладеть знаниями в определенные сенситивные периоды, то никогда уже не будет настолько к ним восприимчив. Она называет примерные сроки наступления каждого из них, но каждый родитель должен следить за своим ребенком, ведь никогда нельзя твердо сказать, сколько продлится этот промежуток времени.

Следует подготовиться к обучению малыша. Знания о существовании таких периодов и об индивидуальных особенностях своего ребенка помогут любящим родителям оптимально составить план занятий. Вот основные сенситивные периоды, выделяемые Монтессори:

  • развитие речи - с рождения до 6 лет;
  • восприятие порядка - с рождения до 3 лет;
  • - с рождения до 5,5 лет;
  • восприятие маленьких предметов - с 1,5 до 6,5 лет;
  • развитие движений и действий - с 1 до 4 лет;
  • развитие социальных навыков - с 2,5 до 6 лет.

Как уже говорилось, каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Любые сенситивные периоды могут наступить незаметно, и нужно быть готовым к любому из них.

Стоит обратить отдельное внимание на качеств ребенка, ведь важна в течение всей жизни. Энергичные движения приводят к насыщению крови кислородом. Последняя, в свою очередь, питает клетки мозга, ответственные за Сначала ребенок начинает интересоваться отдельными движениями, повторяет их за родителями, затем его привлекает процесс из нескольких действий, когда нужно держать равновесие или выражать чувства жестами.

Как использовать критические и сенситивные периоды

Время окончания любого периода, когда ребенок овладел определенными знаниями и умениями, приводит к переосмыслению существующей ситуации, к определению своего места в социальном мире. Эти моменты называют "критическими периодами", когда человек меняется в чертах личности за очень короткий период.

Конечно, для самых маленьких детей примером для подражания являются родители, особенным влиянием обладает мама. Поэтому нужно внимательно контролировать свои действия, любые реакции на происходящее, ведь ребенок копирует мамино поведение. Для детей постарше очень актуально посещение групп или садов, где обучение проводится в соответствии с авторской программой Монтессори: там за каждым малышом наблюдают заботливые воспитатели, все в меру, есть любые материалы, требуемые для эффективного обучения в любой из сенситивных периодов.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто стра­шатся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся ос­таться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застен­чивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окру­жающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, про­верок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.

Начало пубертатного периода обычно происходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом воз­расте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выявляются две главные черты этого типа: чрезмерная впечат­лительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Источником тяжких угрызений совести у мальчиков может служить обычный для подросткового возраста онанизм. Боятся, что окружающие узнают о нем, обвинят их в «гнусности» и «распутстве». К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких обычно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны более вызывают слезы и отчаяние, чем протест.

Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.

Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут само­утверждения себе не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и сте­снительные натягивают на себя личину веселости, даже занос­чивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При дове­рительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непо­мерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочув­ствие может вменить браваду на бурно хлынувшие слезы.

От сверстников не отгораживаются, даже стремятся к ним, но в выборе приятелей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерскую роль, чувствуя себя за его спиной увереннее.

Увлечения сенситивных подростков, по наблюдениям Ю. А. Скроцкого [Патологические нарушения…, 1973], бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (му­зыка, рисование, лепка, домашние цветы, певчие птицы и т.п.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий - к каким-либо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Об этом роде увлечений часто стесняются говорить с другими. Другой род увле­чений обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важны достигаемый результат и признание со стороны, иногда занимаются «пересиливая себя». Мальчики пытаются преодолеть «слабоволие» занятиями силовыми видами спорта (борьба, ган­тельная гимнастика и т.п.). Подростки обоего пола свою робость и застенчивость надеются побороть, устремляясь на обществен­ные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть поручений, но фактическое лидерство негласно достается другим.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и чувство собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации призна­ния в любви могут быть столь неожиданными и решительными, что пугают и отталкивают того, кому адресованы. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей никчемности, при этом могут возникнуть суицидные намерения.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. К спиртным напиткам нередко имеется крайне отрица­тельное отношение. В алкогольном опьянении вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания. Сенситивные юноши обычно не курят.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Предпочитают от­малчиваться, чем сказать неправду.

Ударом по слабому звену обычно служит ситуация, когда сенситивный подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаго­видных поступках, когда на репутацию подростка падает тень или он подвергается несправедливым публичным обвинениям.

Особенности динамики при сенситивной ситуации состоят в том, что этот тип относительно устойчив к трансфор­мациям. С возрастом, в благоприятных условиях, особенно при хорошей семейной обстановке, сенситивные черты могут сгла­диться. В других случаях они способны, наоборот, заостриться (особенно у одиноких «старых дев»). При смешанных типах акцентуации черты другого типа (шизоидного, психастенического, астено-невротического) могут выступить на первый план.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффек­тивных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий , а также эндореактивных психозов - пубертатной анорексии и подростковой дисморфомании. По-видимому, именно сенситивная акцентуация сопряжена с повышенным риском заболевания прогредиентной шизофренией.

Вячеслав В., 17 лет. С детства рос тихим, робким, застенчивым, сторонился мальчиков, охотнее играл с девочками. Однажды на улице был избит хулиганами. С тех пор боится незнакомых подростков - обходит их стороной. Учился ста­рательно, но с трудом, боялся контрольных и экзаменов. Единственный сын. Два года назад родители развелись (отец пьянствовал), но продолжали жить в одной квартире. Тяжело переживал развод - стал хуже учиться, хотя по­долгу сидел над домашними заданиями. Перед выпускными экзаменами «запа­никовал»: казалось, что не сможет их сдать. Заявил матери, что ему жить не хочется. Был психоневрологическим диспансером освобожден от экзаменов. Обрадовался, успокоился. Получив аттестат, сразу поступил учеником на фабрику, где работала мать. Работой доволен, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. Новых друзей не завел - ездил на другой конец города к товарищу детских лет. Недавно на работе его сверстница сама проявила к нему интерес - этому очень обрадовался, быстро к ней привязался.

Во время беседы на лице смущенная улыбка. При расспросе о конфликтах матери с отцом - разрыдался, долго не мог успокоиться. При упоминании о его подруге - просветлел, говорил о встречах с нею как о самом радостном событии в его жизни. Сказал, что себя считает очень застенчивым и впечатли­тельным, особенно стесняется незнакомых людей («кого знаю - с теми как-то легче»). Товарищи всегда ужасали его желанием выпить, курением и скверно­словием. Сам не курит и вина не пьет. Когда на него смотрят чужие люди, легко краснеет и смущается.

В физическом развитии признаки нерезкого гипогенитального инфантилизма.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с чертами эмоциональной лабильности. Склонности к алкоголизации и делинквентности не установлено, реакция эмансипации не выражена. Самооценка - удовлетворительная: по шкале субъективной оценки отмечены сенситивные, лабильные и конформные черты, отвергаются черты неустойчивые.

Заключение. Психически здоров. Явная акцентуация по сенситивному типу.

Катамнез. Собран через год. Продолжает работу. Намерен жениться на девушке, к которой остается очень привязан.

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

  • 1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате "двигательного периода" представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
  • 2. От 0 до 5,5 лет период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
  • 3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – "великий филолог", скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
  • 4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
  • 5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок "примеряет" на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.

Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.

Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды , во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-"маугли", которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).

Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться "трудным" поведением и отклонениями в здоровье.

Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.

Изучая психику человека, ученые обратили внимание, что в определенные моменты жизни развиваются и формируются какие-либо качества, способности. Всему свое время. Существует такое понятие - «сенситивные периоды». Так что же это такое? В чем особенность таких периодов?

Сенситивность

В самом начале несколько слов о том, что такое сенситивность. В переводе с латинского «sensus» - чувство, особенность человека воспринимать окружающий мир, различать и реагировать на внешние раздражители. Человек может обладать повышенной чувствительностью и пониженной. На формирование этой особенности влияют:

  • воспитание и самовоспитание;
  • окружение;
  • наследственность;
  • возраст.

Все эти факторы будут играть большую роль в развитии. Разный уровень чувствительности, восприятия мира на протяжении жизни человека дает право поделить процесс формирования личности индивида на определенные периоды. У человека выделяют критические и сенситивные периоды развития. Знать о таких моментах и их особенностях - значит помочь преодолеть трудности, возникающие у ребенка в определенное время. Это поможет также не допустить появления отклонений в психическом и физическом развитии.

Сенситивные периоды

Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?

Сенситивный период - это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:

  • организацию окружающей среды;
  • педагогическое и тренерское влияние.

В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.

Критические периоды

Психологи отмечают, что кроме сенситивных периодов, существуют еще и критические. Это время бурных скачков, резкой смены настроений и излишне эмоционального поведения. В такие моменты наблюдается повышенная чувствительность. В этот период происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем. А если отсутствует адекватная среда воздействия, возможны необратимые нарушения функций. Например, при развитии плода в критические периоды будет повышена чувствительность к недостатку кислорода, питательным веществам, а также к влиянию радиации.

Все эти факторы могут запустить необратимые процессы в организме. Именно критические периоды переводят человека на новый уровень развития. Преодоление их, таким образом, чрезвычайно важно. Критические и сенситивные периоды развития частично совпадают.

Характеристика сенситивного периода

Существует несколько выводов о периодах развития детей. Необходимо с ними ознакомиться.

  1. Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды.
  2. Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие - медленнее.
  3. Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное.

Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо:

  • знать, какой период за каким следует;
  • наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа;
  • своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды.

Этапы сенситивного развития выделяют следующие.

  1. Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент.
  2. Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить.
  3. Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей.

Периоды развития по Монтессори

В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка:

  • возникновение речи;
  • период восприятия порядка;
  • этап сенсорного развития;
  • период физического роста;
  • формирование восприятия мелких предметов, микромира;
  • появление социальных навыков.

Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.

А теперь поговорим о них поподробнее.

Развитие речи

Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку.

В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка. Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания.

Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации.

Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4-4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит.

Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным.

Период развития восприятия порядка

Этот период начинается с самого рождения и продолжается до 3-х лет. Ребенку очень важно в этот момент находиться в среде, где установлен порядок действий, порядок в отношениях со взрослым миром. На этом основании малыш формирует эти навыки в себе.

Особенно в возрасте 2,5 лет ребенок строго соблюдает выработанные правила. Это способствует спокойствию и уверенности в этом большом и неспокойном мире. Очень многое зависит от роли взрослых и от сложившейся окружающей обстановки в это время. Важно соблюдение порядка в режиме дня, стабильности в окружающей среде и в отношениях со взрослыми.

Сенсорное развитие

Этот этап развития заканчивается около 4-5 лет. Ребенок учится различать предметы, любит пробовать на вкус, прислушиваться, чувствовать запахи. В разные отрезки времени он постигает каждое из этих чувств. Необходимо способствовать развитию этих способностей, давать ребенку самостоятельно испытывать то или иное ощущение. Малыш сам и с помощью родителей будет постигать мир ощущений и чувств.

Познание мелких предметов

В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет.

Все вышеуказанные промежутки времени - это и есть сенситивные периоды развития способностей.

На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то - с трудом.

Физическое развитие ребенка

Огромное значение имеет физическая активность ребенка. После рождения двигательная функция способствует обогащению крови кислородом и поступлению его в клетки головного мозга. Это благоприятно скажется на развитии психики ребенка. Ограничение малыша в свободе движений отрицательно отразится на его состоянии здоровья. Формирование физических способностей длится от 1 года до 4 лет.

В возрасте пяти лет у детей развивается ловкость, формируются координационные и ориентационные способности. Особое внимание уделяется прыжкам и сохранению равновесия.

В возрасте шести лет более активно развиваются гибкость, ловкость. Дети активно двигают руками, ногами, прыгают, бегают.

Сенситивные периоды физического развития детей в промежутке от семи до десяти лет характеризуются возрастанием нагрузок и большим количеством этапов с ростом темпов активности. Необходимо уделять особое внимание формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила. Их развитие будет содействовать укреплению психики и эмоциональному равновесию.

Развитие социальных навыков

Происходит это обычно на отрезке от 2,5 до 6 лет. Ребенок любит копировать действия взрослых, и у него это легко получается. В этот сенситивный период необходимо обучить малыша правильным манерам поведения, культурному общению. Нужно научить ребенка адаптироваться в обществе с разными людьми.

Периоды развития по Выготскому

Заслуживает внимания и мнение еще одного авторитетного психолога по этому вопросу.

Необходимо знать, что сенситивный период - это такой момент, на приход которого невозможно повлиять. О нем необходимо знать и в воспитании использовать максимально.

Выготский выделяет следующие сенситивные периоды развития ребенка.

  1. От 1,5 до 3 лет. Это этап пополнения словарного запаса ребенка. Существует возможность обучать малыша иностранным языкам.
  2. Период от 3 до 4 лет. У ребенка развивается речь. Он воспринимает себя как личность, может сформулировать свои мысли.
  3. Этап от 4 до 5 лет. У ребенка появляется интерес к музыке, математике. Это время экспериментов с цветами, формами, размерами.
  4. От 5 до 6 лет. Осознаются правила поведения в обществе. Ребенок понимает, что люди неодинаковы, учится адаптироваться в социуме. Возникает интерес к чтению, самостоятельному обучению.
  5. От 8 лет до 9 развиваются воображение, фантазия. Наблюдается активность лингвистических способностей. Ребенок начинает интересоваться искусством.

Проблема сенситивных периодов заключается в том, что родители и воспитатели не должны упускать наступление каждого из них, но получается это, к сожалению, не всегда. А еще требуются терпение и понимание взрослых, а для педагога важно умение находить подход к каждому ребенку, особенно в кризисные моменты: это год, три года и семь лет.

Задача родителей - внимательнее наблюдать за своими детьми, чтобы не пропустить периоды, когда малыши впитывают новую информацию и навыки. Только тогда ребенок вырастет способным и развитым.